Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже, но детство его прошло на юге Франции, в провансальском городке Эксе. Отец его, итальянец, был талантливым инженером, строителем железной дороги и канала, изобретателем. Он умер в 1847 году, оставив совершенно не обеспеченной свою семью.
В 1858 году Э. Золя переехал в Париж. Попытка завершить образование, сдав экзамен на звание бакалавра, не увенчалась успехом.
С трудом удалось Золя в 1862 году устроиться на постоянную работу в книгоиздательство упаковщиком на складе. В эти годы он начал писать для газет хронику и литературнокритические статьи. Журналистика оказалась весьма полезной школой, развив в нем внимание к действительности. Вскоре он оставил издательство, всецело отдавшись литературной работе.
В 1864 году Золя опубликовал сборник новелл «Сказки Нинон». В «Терезе Ракен» (1867 год) и «Мадлен Фера» (1868 год) Золя создает образцы натуралистического романа. В первом из них писатель ставил задачу «клинически исследовать» чувство раскаяния. Несмотря на отдельные реалистические моменты, привлекающие читателя, роман натуралистичен. Золя постоянно занимался разработкой теории натурализма. Он написал много литературно-критических статей, наиболее полно изложив принципы натурализма в «Экспериментальном романе» (1880), «Романистах-натуралистах», «Натурализме в театре» (1881 год).
Творческое наследие Золя весьма многообразно. Оно состоит из нескольких сборников рассказов, сборников литературно-критических и публицистических статей, нескольких драматических произведений, но первое место в нем по значению и объему занимают романы.
Около 25 лет Золя работал над эпопеей «Ругон-Маккары», отразившей историю французского общества с 1851 по 1871 годы, что поменяло взгляды Золя на жизнь. Социальные противоречия действительности Третьей республики заставили Золя акцентировать внимание не на биологической, «естественной», а на социальной истории общества. Он проявил себя замечательным художником-реалистом, создав своими романами, по словам Горького, «отличную историю Второй империи. Он рассказал ее так, как только художник может рассказать историю. Он прекрасно знал все то, что надо знать: финансовые аферы, духовенство, художников, вообще все знал, всю грабительскую эпопею и весь развал буржуазии, вначале победившей в XIX веке и затем на лаврах победы разлагающейся».
Золя не принял Парижской коммуны, хотя резко осудил кровавый террор версальцев.
В 90-е и 900-е годы, после окончания работы над «Ругон-Маккарами», Золя создал еще две серии романов: антиклерикальную трилогию «Три города» (1894—1898) и цикл «Четыре Евангелия» (1899—1902), в которых поставил ряд самых острых социальных вопросов современности.
Писатель умер в 1902 году от отравления угарным газом. В 1908 году его прах был перенесен в Пантеон.
В предисловии к французскому изданию сборника «Экспериментальный роман» Золя писал о том, что он навеки сохранит свою признательность России, которая в трудные годы жизни, когда во Франции не печатали его книг, пришла ему на помощь.