Купер Джеймс Фенимор родился в Берлингтоне, штат Нью-Джерси. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимость землевладельца, Джеймс вырос на берегу озера Отсего, где в ту пору проходил «фронтир» понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства будущий писатель стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад.
Автор 33 романов, Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив в этом случае отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.
В 1803 г. в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был исключен за дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе.
Профессиональной литературной деятельностью Купер занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно свой первый роман («Предосторожность», 1820 г.) он написал на спор с женой.
Своей всемирной славой Купер обязан пенталогии о Натти Бампо Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). На историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как заметил в свое время Горький, герой Купера «бессознательно служил великому делу... распространению материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры...».
Куперу было больно видеть, как бал правят спекулянты и проходимцы. Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему тайная вера в продолжение, не имеющее конца.