13 - 30 октября 2014 года в Курской областной научной библиотеке имени Н. Н. Асеева действовала книжная выставка «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен».
Выставка была посвящена
Дню памяти войсковой казачьей славы. Эту дату В России отмечают
18 октября, начиная с 2000 года. В Российской империи эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.
На выставке были представлены исторические и исследовательские материалы, рассказывающие о быте и традициях казаков, о роли казачества в становлении и развитии Российского государства, а также художественная литература о жизни казаков.
Стремление русского человека к красивой и вольной жизни наиболее ярко проявилось в казачестве. Казаки - люди независимые, служат только государю, других начальников не почитают, живут, как хотят, и с жизнью расстаются шутя.
Благодаря этим качествам появилось множество пословиц и поговорок:
«Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт», «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен», «Казан проверяют по звону, а казака - по слову».
Казак изначально был воином, борцом за православие и за свою независимость. В ходе взаимодействия казаков и правителей России они становятся хранителями не только окраин государства российского и его территориальной целостности, но и отвечают за безопасность императорской семьи.Так, Александр I во время битвы при Лейпциге был спасен казаками, а Николай I – это единственный царь, который был похоронен в казачьей форме, потому что ни один офицер из казачьего полка не был замешан в восстании декабристов. По его указу все наследники престола в день своего рождения становились атаманами казачьих войск. А императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна признавали только казачью охрану.
На государевой службе обрели казаки расцвет, духовный взлёт, проявили блеск удали и дерзкой отваги, самоотверженность и верность присяги.
Да и Русь стала, прирастать и расширять пределы свои до Камчатки, Сахалина и Курильской гряды ратными трудами казаков: Ермака, Василия Даниловича Пояркова, Владимира Васильевича Атласова, Ерофея Павловича Хабарова, Семёна Ивановича Дежнёва, Ивана Петровича Козыревского, Николая Михайловича Пржевальского, Григория Николаевича Потанина. И это не полный список казачьих атаманов и путешественников, осваивавших для России новые земли.
Казаки были основателями почти всех городов Сибири и составляли ядро её русского населения. Казачество, несущее военную службу, оседало в новых городах и передавало народам Сибири знания, новую культуру и православную веру. Казачество сыграло значительную роль в освоение малонаселенных окраин Русского государства: Дикого поля, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего востока.
Казаки вдохновляли талантливейших писателей и поэтов – от Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого до Михаила Александровича Шолохова и Юрия Валентиновича Трифонова; художников от Василия Ивановича Сурикова и Ильи Ефимовича Репина до Сергея Александровича Гавриляченко.
В Курскую крепость казаки присылались по царскому указу для службы с конца 16 века. К 1635 году их насчитывалось 300 человек. В память об этой группе населения сохраняется и до сих пор в обиходе, и в наименованиях её улиц название исторического района Курска
«Казацкая слобода».
В настоящее время на территории Курска и области осуществляют свою деятельность три казачьи организации.